Уроки

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Началом революции стали кровавые события в Петербурге в воскресенье 9 января 1905. Революция четко определила (три основных лагеря: правительственный, либеральный и революционно-демократический Если представители последнего боролись за свержение самодержавия и установление демократической республики, то представители либерально-буржуазного, - лишь за ограничение самодержавия конституцией Целью правительственного лагеря было сохранение существующего политического строя. острейшей проблемой революции было крестьянский вопрос, который сводился к ликвидации помещичьего землевладения.

Ist9 polnuroki t6-1.jpg

В Украине революционные события развивались так же стремительно, как и в центральной России. Зимой - весной 1905 г. в городах прокатилась волна грозных политических забастовок, а летом в революционную борьбу включились армия, флот и крестьянство. Рабочее движение продолжало нарастать осенью 1905 г.. В октябре разрозненные рабочие выступления переросли во всеобщую политическую забастовку, а в декабре борьба обрела форму вооруженных восстаний. В Украину вооруженные восстания произошли в городах Донбасса и были подавлены войсками и полицией. В ноябре вспыхнуло восстание в Севастополе - всего из военных восстаний на флоте. Революционная борьба привела к возникновению советов рабочих депутатов и в организационного оформления профсоюзного движения.

Ist9 polnuroki t6-2.jpg

Кроме применения силы в борьбе против революционно-демократического лагеря царизм прибегнул к маневрированию. В период наибольшего напряжения борьбы царским манифестом вторично (после неудачи булыгинской проекта) было объявлено законы о выборах в государственную Думу с законодательными полномочиями. Они состоялись весной 1906 г., но уже в июле царским манифестом Дума была распущена. То же произошло с со II Думой, ее роспуске 3 июня 1907 с одновременным изменением избирательного закона на более реакционный стал фактически государственным переворотом.

Ist9 polnuroki t6-3.jpg

Итак, революция 1905-1907 г. закончилась поражением, но ее значение в общественно-политической жизни страны было очень большим: царскому самодержавию был нанесен первый ощутимый удар; украинский народ в ходе революции вступил политиного опыта, который стал мощным оружием в борьбе за социальное и национильне освобождение. 3 революции некоторые выводы сделал также царское правительство. В правительственных кругах поняли, что традиционная опора на дворянство и торгово-промышленную буржуазию уже не обеспечит гарантий для существования самодержавия. Сопротивления надо искать и среди сельской буржуазии. Кроме того, произошла определенная эволюция взглядов на роль сельской общины. Аграрные реформы, ставшие возможными после отмены правительством выкупных платежей крестьян во время революции, историки связывают с именем П. А. Столыпина - премьер - министра правительства.

Просмотр...
  1.   История
  1.   09.06.2018
  2.   9 класс
  3.   Ответов : 1
  4.   Просмотров : 4086
Третьеиюньская политическая система
Пытаясь проводить новый политический курс, который он определял двумя словами: <порядок и реформы>, Столыпин попал в довольно сложную политическую ситуацию.

С одной стороны, несмотря на подавление революции, антиправительственные настроения по-прежнему были чрезвычайно сильны в народе и обществе. Значительная часть населения явно не доверяла власти. Не только революционеры, но и многие представители буржуазной оппозиции при первой возможности в самой разнойформе выражали свое негодование карательными действиями правительства.  Что же касалось  столыпинских  реформ, то они  нередко принимались в либерально настроенной части общества как попытка обмануть народ, отвлечь его от борьбы за реальные перемены лживыми обещаниями, не дав ничего по существу.

С другой стороны, Столыпин подвергался все более резкой критике и справа, со стороны черносотенцев. Многие из этих деятелей поначалу восприняли энергичного, <крутого>, быстрого на расправу премьера как спасение. Но, по мере того как страх, вызванный революцией, утихал, деятельность Столыпина начинала вызывать у них все большее подозрение. Став премьером, Столыпин решительно потребовал прекращения погромной <самодеятельности>, добиваясь разоружения черносотенных организаций. Одного этого было достаточно, чтобы вызвать раздражение у правых, рассчитывавших после подавления революции стать полными хозяевами в стране. Еще большую неприязнь в черносотенных кругах вызывали реформаторские планы Столыпина.

В подобном положении первостепенное значение приобрел вопрос о судьбе Думы. Черносотенцы, приветствуя разгон II Думы, заявляли о необходимости полностью покончить с этим учреждением. С их точки зрения, представительное правление являлось исчадием революции: согласие на созыв Думы было грубой силой вырвано <смутьянами> у царя, теперь же, когда со <смутой> покончено, нужно возвращаться к традиционному для России самодержавному правлению. Столыпин и стоявшие за ним политические силы были с подобной точкой зрения совершенно несогласны. Дума, по их мнению, была чрезвычайно полезна для поддержания порядка в стране.

Выборы депутатов, думские прения, депутатские запросы и т. п.- все это должно было успокаивать массы, внушать им веру в то, что о них думают и заботятся их избранники, что все <больные вопросы> русской жизни рано или поздно будут решены мирным путем. Один из ближайших сотрудников Столыпина С. Е. Крыжановский весьма откровенно сравнивал Думу с канализацией, позволяющей брать антиправительственные настроения под контроль и <сплавлять> их в нужном направлении. Но подобное было возможно только при одном условии: Дума должна была стать управляемой со стороны власти, попасть под ее контроль. Именно для того, чтобы сконструировать подобную <послушную> Думу, Столыпин и принял новый избирательный закон.
Просмотр...
  1.   История
  1.   09.06.2018
  2.   11 класс
  3.   Ответов : 3
  4.   Просмотров : 4262
Решено
Города-государства Греции и Италии

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше вceгo изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.


Античная Гeция

На рубеже III - II тысячелетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы - сплава меди и олова. В этот период на острове Крит складывается первое в Eвропе государственное образование. Археологи нашли на острове руины дворцов, доказательства существования развитой системы письменности.

В 1450 г. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результате извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же время на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тoгдa в Греции. Они переняли критскую систему письма, стали игpать заметную роль в торговле Восточного Средиземноморья. Однако в ХII веке до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разрушена союзами гpеко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионийских племен Балканского полуострова и Малой Азии (они были известны египтянам как «народы моря»). Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их.

Происшедшие тoгдa события нашли отражение в эпосе. В частности, существует гипотеза, что Платон под погибшей Атлантидой имел в виду цивилизацию Крита. Не исключено, что гoмер, описывая Троянскую войну, обратился к эпосу времен войн ахейцев с «народами моря».

После завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко coкратилась численность населения, Лишь с VIII века до н.э. началпсь возвышение гречсских городов-государств. Особенности их развития во многом определялись природными условиями, гeoполитическим положением Греции.

Греческие колонии в Средиземноморье

Относительно небольшая, гористая территория была благоприятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь большую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V века до н.э.возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населения, они снабжали грецию недостающей продукцией. Первая гpeческая колония, город Кум, была основана в 750 г, до н.э. на побережье Италии.

Особая роль мореплавания, требовавшая от людей смелости и выносливости, содействовала распространению в Гpeции культа физической силы и красоты тела. Начиная с 776 г. до н.э. в области Олимпия, считавшейся местом пребывания богов, каждые четыре года проводились соревнования атлетов городов-государств Греции, Олимпийские игры рассматривались как священные, на время их проведения прекращались войны, их победители пользовались величайшим уважением. Игры включали соревнования по бегу, скачки, пятиборье, кулачный бой и борьбу.

Города-гocударства Гpeции

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Постепенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных гocyдарств - полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Так, особую роль игpали советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми признавались права гpаждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни.

Земля рассматривалась как общая собственность полиса, eгo дoстояние. С развитием товарно-денежных отношений стали возможными купля и продажа участков земли (правда, в некоторых полисах она огpаничивалась), но только гpажданами данного полиса, Античную Гецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-гoсударствах, особенно в Афинах, которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введен принцип выборности Вepxoвнoгo правителя (архонта), егo отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции и обычая постепенно заменили законы (первые из них, устанавливающие общие нормы поведения для всех гpаждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г. до н.э.).

В начале VI века до н.э. по инициативе архонта Солона (635 - 559 до н.э.) все население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило позиции родовой знати. Разбогатевшие торгoвцы ypaвнялись с нею в правах.

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип eгo разграничения на 10 oкругов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За apeoпагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дeла в Афинах, получили права гpаждан. Общее число граждан составило около 30 тыс, человек.

Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью гpаждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угpозу народовластию и склонных к тирании.

На общем собрании граждан oкpyгa ставился вопрос: «Есть ли в гocудapcтвe человек, угрожающий существующим порядкам?». Присутствующие писали на черепках битой глиняной посуды (остраках) имя тогo политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию).

Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия.

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное нaселение в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели - подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменногo строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была огpаничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, дeньги ими не признавались.

Спартанское государство вело постоянные войны против coceдних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался огpаниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.


Города-гoсударства Италии. Основание Рима

В развитии городов Италии и греции проявил ось мнoгo сходных черт. В VIII-VI вв, до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования.

На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.

Письменность этрусков до сих пор не расшифрована. Судя по остаткам захоронений, это была довольно развитая цивилизация, включавшая не менее 12 городов, торговавших со всем Cpeдиземноморьем. Особую роль у этрусков играла племенная знать. Существует гипотеза, что устройство их городов-государств (спур) напоминало спартанское.

В 753 г. до н.э.тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан юрод Рим.

Согласно легендам. Рим был построен потомком троянскогo героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей. Поссорившись с Ремом, Ромул убил eгo и поселился с дpyзьями на холме Палатин.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций, Высшим opгaномуправления был сенат (от лат, «seпex» - «старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль Bepxoвнoгo правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей Сената. С 616 г, до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями («patгes» - «oтцы»), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жесткий принцип патриархата: глава семьи владел всем имуществом. Moг казнить или продать в рабство ее провинившегося члена. В то же время земли считались общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны против соседних племен и городов-государств, количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало.

Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни гopoда, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Они могли просить покровительства у патрициев, становясь их -клиентами», и получать работу в их хозяйствах, быть ремесленниками, торговцами.

Родоплеменные традиции огpаничивали царскую власть. При Сервии Туллии (правил в 578-5З4 до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанесшие серьезный удар по привилегиям родовой знати.

Все мужское население, включая плебеев, было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и соответственно способности приобрести легкое или более дорогое тяжелое вооружение. Каждый разряд делился на центурии (сотни), которые в случае войны выступали на поле боя. Bceгo было 193 центурии, патриции выставляли 19 цeнтурий всадников. (Для оснащения конных воинов требовались наибольшие расходы.) В мирное время члены каждой цeнтурии получали право обсуждать текущие дела города, становясь opгaном управления.

Беднейшие римляне, неспособные купить оружие, обьединялись, вне зависимости от их числа, в центурию «пролетариев» (от лат, «pгoles» - «потомство»). Подразумевал ось, что они годны только на eгo воспроизводство.

Ущемление интересов родовой знати вызвало сопротивление, Туллий был убит, новый царь, Тарквиний гордый, отменил проведенные реформы. Однако тиранический характер ею правления также вызвал гнев сената. В 509 г, до н.з. он был изгнан. В Риме установилась республика, Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались сенатом из числа патрициев сроком на гoд. В начавшейся войне с этрусками римлянам удалось отстоять независимость.
Просмотр...
  1.   История
  1.   09.06.2018
  2.   10 класс
  3.   Ответов : 0
  4.   Просмотров : 3314
  • Страница :
  • 1
Пока еще не добавлено ни одного урока
Не удалось загрузить содержимое всплывающей подсказки.